МЕНЮ
МЕНЮ

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. КАРЬЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ.
МЫ СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ!

ПОДГОТОВКА К ЦТ/ЦЭ 

Версия для слабовидящих
МЕНЮ

НАУЧНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Научно-исследовательская работа преподавателей

Профессорско-преподавательский состав кафедры осуществляет научно-методическую и научно-исследовательскою деятельность в области методики преподавания иностранных языков, сравнительно-исторического, сопоставительного и типологического языкознания, литературоведения, теории и практики перевода. Деятельность преподавателей направлена на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции в контексте профессионально ориентированного обучения иностранным языкам.

 

Научно-исследовательская тема кафедры на 2021-2025 годы – «Межкультурные и социальные коммуникации в контексте цифровизации образования»

Актуальность формирования межкультурной и социальной компетенций в процессе обучения профессиональному общению на иностранном языке обусловлена интеграцией Республики Беларусь в мировое экономическое и образовательное пространство, а также активным зарубежным сотрудничеством в различных сферах деятельности. В условиях современного общества востребованными становятся специалисты, которые умеют общаться с коллегами на конференциях, участвовать в дискуссиях и выступать на семинарах, писать научные статьи и доклады, вести деловую переписку с зарубежными коллегами, составлять обзорные отчеты по материалам зарубежных изданий.

В условиях внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни и глобализации мировой экономики межкультурная компетенция становится фактором повышения конкурентоспособности в современной профессиональной среде. Расширение связей в поликультурном мире требует умения взаимодействовать с представителями другой культуры, участвовать в межкультурном общении, что значительно увеличивает также значимость знания иностранного языка как языка делового общения. В связи с этим современный процесс преподавания иностранных языков необходимо ориентировать на формирование у студентов умений разных видов профессионального общения.

Возможность участия в программах академической мобильности, стажировки за рубежом, цифровая трансформация образовательной среды, интеграция международной и научно-исследовательской деятельности, повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

Необходимость формирования у будущих специалистов межкультурной компетенции требует совершенствования системы их профессиональной языковой подготовки: разработки новых методов и форм обучения, поиска методик и технологий организации учебного процесса, соответствующим современным требованиям.

Объект исследования: процесс формирования компетентности в области межкультурной коммуникации в условиях цифровой трансформации образовательной среды.

Цель работы: изучение и анализ подходов (теоретических и методологических) к формированию компетентности в области межкультурной коммуникации в условиях цифровой образовательной среды; исследование лингвокультурологического аспекта бизнес-коммуникации в условиях виртуальной среды общения; совершенствование методологического, научно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательского комплекса; разработка эффективных механизмов реализации организационно-структурной модели интеграции учебной и научной деятельности; совершенствование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для проведения научно-исследовательской работы.

Задачи работы:

  • определить предмет, цель и задачу исследования;
  • проанализировать и систематизировать научно-педагогические подходы в области исследования межкультурной коммуникации, профессионального языкового и межличностного общения;
  • определить содержание понятий «межкультурные коммуникации», «социальные коммуникации», «интернет коммуникация», «бизнес-дискурс», «цифровизация образования», «информатизация образования», «цифровая грамотность»;
  • исследовать и выявить особенности влияния современных средств коммуникации на развитие языка;
  • выявить и систематизировать новые подходы в изучении языка;
  • внедрить в учебный процесс результаты новейших научных исследований;
  • осуществлять обмен методической и практической информацией в решении возникающих проблем с научной позиции.

Метод или методология проведения работы: системный подход, метод анализа, метод наблюдения и сравнения, дифференциальный анализ

Результаты работы: написание и публикация докладов, тезисов конференций и научных статей в белорусских и зарубежных изданиях, а также разработка и публикация учебно-методических пособий, учебных программ.

Степень внедрения: использование на практических/семинарских занятиях по иностранному языку.

Ежегодно кафедрой иностранных языков и межкультурных коммуникаций проводится Международная научно-практическая конференция «Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам»

В рамках конференции проводится работа по следующим направлениям:

Направление 1. Методические аспекты инновационного обучения в высшей школе.

Направление 2. Электронные ресурсы как средство профессиональной межкультурной коммуникации: дидактика в новой образовательной парадигме.

Направление 3. Цифровые технологии в поликультурном обучении иностранным языкам.

Направление 4. Лингвокультурологические и психолингвистические основы межкультурного общения. 

Направление 5. Актуальные проблемы лингвистических исследований (грамматика, лексикология, теория и практика перевода и др.).

Направление 6.  Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного.

Рабочие языки: русский, белорусский, английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, польский, китайский.

 

Научно-исследовательская работа студентов

Кафедра иностранных языков активно привлекает студентов к участию в студенческих научных объединениях (СНО) «Лингвистический кружок кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций» и «Востоковедение: регионы Востока и Японии», основной целью которых является содействие развитию и формированию знаний, умений и навыков студентов в области лингвистики, востоковедения и межкультурных коммуникаций.

 

Методическая Неделя Кафедры Иностранных Языков и Межкультурных Коммуникаций

Внеаудиторная работа по иностранным языкам необходима для формирования и развития интереса к изучению иностранных языков, для развития творческих способностей студентов. Главный принцип Методической Недели Кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций – предоставить студентам возможность на практике применить свои знания, независимо от уровня владения иностранным языком и поверить в свои силы в изучении иностранного языка. Данное мероприятие способствует развитию творчества студентов, создает эмоционально положительную атмосферу сотрудничества, направлено на положительное психологическое взаимодействие студента и преподавателя. Методическая Неделя предполагает сотрудничество с кафедрами университета, а также совместную работу со студентами. Из запланированных мероприятий был проведен конкурс настенных газет, по результатам которого всем участникам были вручены благодарности.

 

Международный конкурс студенческих проектных работ на иностранных языках

Цель конкурса:

Развитие и совершенствование у студентов навыков публичного выступления, раскрытие их личностного и творческого потенциала.

 

Формат конкурса:

Индивидуальная или групповая презентация (max – 3 участника).

Время презентации – 10 минут.

Защита каждого проекта сопровождается компьютерной презентацией Power Point.

Рабочие языки: английский, испанский, итальянский, немецкий, французский.

 

Требования к проектной работе:

  1. Тема проектной работы определяется в соответствии со сферой интересов участников, однако она обязательно должна соответствовать общей теме конкурса.
  2. Для проектной работы следует отобрать тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость.
  3. В конкурсе оценивается защита проекта, т.е. устное выступление в аудитории.
  4. Количество проектантов должно соответствовать заявленной форме проектной работы.
  5. Проектанты несут полную ответственность за содержание предоставляемых работ.

 

Порядок и условия проведения конкурса:

первый этап проводится на базе учреждений высшего образования с целью отбора лучших команд (участников) для участия в Конкурсе;

второй этап, в котором участвуют лучшие проекты учреждений высшего образования, проводится в Международном университете «МИТСО».

По результатам отборочного тура учреждение высшего образования может представить на конкурс не более 2 проектов по каждому из вышеперечисленных языков (может быть сделано исключение по количеству представляемых проектов в первую очередь для испанского, итальянского, немецкого и французского языков). В случае несоблюдения данного требования Оргкомитет оставляет за собой право выбора 2 работ от учреждения высшего образования для участия в конкурсе.

 

Критерии оценивания проектов:

содержание: наличие постановки проблемы по избранной теме; актуальность выбора; логичность оформления результатов работы;

лингвистическое оформление: уровень владения иностранным языком и иноязычного общения в ходе предъявления презентации;

практическое исполнение: адекватное использование компьютерных мультимедийных программ и технологий.

 

Награды конкурса:

      Высшая награда конкурса – «Диплом» 1, 2, 3 степени. Дипломы вручаются за проектную работу, выполненную индивидуально, а также в составе группы численностью не более 3 человек по каждому из заявленных иностранных языков отдельно.

 

Внутривузовская студенческая конференция «Фаворит»

Обучение иностранному языку требует от студентов умений грамотно строить свою речь, моделировать речевые ситуации в контексте профессионального общения, проводить собственные исследования по определенным темам, структурировать и компилировать найденный материал. Все эти и многие другие аспекты находят свое отражение в докладах участников конференции. Проведение научных конференций позволяет студентам не только совершенствовать организационные и лексические навыки, но и пробовать себя в публичном выступлении перед аудиторией.

 

Межвузовский конкурс переводчиков

Цель конкурса – повышение практического интереса учащихся к иностранным языкам, знание которых способствует успешной социализации в современном мире; развитие творческих способностей и практических навыков учащихся в области письменного и устного перевода с иностранного языка на русский и с русского на иностранный; расширение возможностей применения знаний учащихся по иностранному языку и литературе; овладение культурологической и информационной функциями иностранного языка.  

Язык конкурса – английский.

РЕКВИЗИТЫ

220099, г. Минск, ул. Казинца, д.21, к.3

УНП 100071672, ОКПО 02678580

Р/с BY46PJCB30150141071000000933
в ОАО "Приорбанк" ЦБУ 113
г. Минск, ул. Комсомольская, 13
БИК PJCBBY2X

КОНТАКТЫ

 Минск  ул.Казинца, д.21 к.3
+375 (17) 279-98-00 Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Витебск  ул. Марка Шагала, 8А
+375(212) 66-99-88
Гомель  пр. Октября, 46а
+375 (232) 21-48-71

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
+375 17 2798383

+375 29 6798383

ОБРАЩЕНИЯ